Братская свеча

Жизнь полна красивых обычаев и традиций, которые украшают наши праздники. Но мало кто помнит, откуда эти обычаи возникли и что мы празднуем.…

Традиции хороши, когда имеют смысловую нагрузку, подоснову, историю, объясняющую возникновение какого-либо обычая и его значимость для современников. Без этого любой обычай постепенно выцветает и превращается в непонятный повод для веселья, зачастую несоответствующего самой истории. А многие традиции уже забыты и даже  безвозвратно утеряны.

В христианстве есть такая традиция – приносить в храм для освящения яблоки, яйца, вербочки и свечи. Но зачем? Что же за этим стоит?

Потребность благодарить Бога лежит глубоко в сознании религиозного человека. Даже непросвещенные народы совершали жертвоприношения, отдавая дань богам и прося у них милости. В Священном Писании в истории об изгнании Адама из Рая  мы можем косвенно услышать о  первом жертвоприношении: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). По мнению некоторых исследователей, речь идет именно об одежде, сшитой из кожи жертвенных животных, которых Господь принес в жертву ради людей, ради их памяти о потерянном Рае и об обещанном Спасении. Дети Адама, наученные родителями, также приносят жертву. И в дальнейшем в законе Моисеевом говорится: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа фБога твоего» (Исх.23:19), «принесите первый сноп жатвы вашей к священнику;  он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение» (Лев. 23, 10-11, 17). И такое установление совершалось со всеми плодами человеческой деятельности в память о грехопадении, благодарении за помощь и с просьбой о Спасении. Вот откуда берутся обычаи приношения в храм яблок и меда, хлеба и винограда…

Но вот поступаем ли мы, как первые христиане? Большей частью бывает, что лишь показываем эти самые плоды Богу на молебне, а после молитв прячем всё по карманам. Разве это приношение, которого требует от нас Закон? Может, поэтому мы снова остаемся ни с чем? «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Кн. Агг.1:6).

У белорусов существует старинный обычай «Братская свеча». Его появление уходит своими корнями в глубину веков, когда наши предки еще делились по роду занятий на отдельные общины. Свеча называлась «братской», так как ее принято было изготавливать бортническими братствам. Каждый член общины пчеловодов-бортников  приносил часть своего труда – воска – для изготовления общей свечи, которую посвящали покровителю ремесла или рода. Эти пудовые свечи горели во многих храмах Беларуси, задавая тон и другим ремесленным общинам. Ревнуя о благочестии, они тоже мастерили подобные свечи, освещавшие церкви во время литургии.

Обычай изготавливать «братскую свечу» в Беларуси почти исчез, и лишь в нескольких местах о нем помнили и повторяли из года в год.  В 2012 г.  режиссер Ирина Волох сняла замечательный документальный  фильм «Братская свеча» об этом обычае, существующем в деревне  Лука Столинского района. Фильм не только получил признание и завоевал множество наград, но, что более важно, вдохнул жизнь в возрождение этого старинного обычая.

В музее «Дудутки» стараниями сотрудников и настоятеля храма святого Иоанна Предтечи иерея Дионисия Филимонова была создана экспозиция,  посвященная пчеловодству. Вдохновившись фильмом «Братская свеча», иерей Дионисий предложил на собрании ОО «Белорусские пчеловоды» поддержать этот обычай и создать «братскую свечу» на базе музейной экспозиции.

При активном участии пчеловодов Минщины, деятелей культуры и духовенства эта традиция проводится уже несколько лет. Вот уже четыре года подряд двери музея открываются для гостей из Литвы, России, Грузии, разных уголков Беларуси. Пчеловоды везут сюда частичку своего пасечного труда и летних забот.

В 2018 г. на праздник приехали историк Василий Воронин и председатель Братства Виленских мучеников Николай Матрунчик. Василий Воронин рассказал об истории возникновения в Беларуси братчины и ее старинных традициях, Николай Матрунчик – о современных братствах в Православной Церкви, их особенностях и традициях. Священник Дионисий, в свою очередь, сообщил о роли православных братств в воссоединении униатов с Православной Церковью (180-летие этого события будет отмечаться в 2019 г.).

По окончании вступления под чарующую музыку в исполнении руководителя группы «Стары Ольса» Дмитрия Сосновского пчеловоды начали создавать свечу. «Братская свеча»  делается по старинной технологии, которая остается неизменной на протяжении многих веков. К потолку крепят крючок и на него навязывают фитиль изо льна. Тем временем большие ведра с водой ставят на огонь.  Воск, принесенный каждым участником, нагревается в горячей воде, а затем выминается до однородного состояния. Став пластичным, он  лепится  в виде колбасок на фитиль. Затем заготовка свечи разглаживается на столе: сначала руками, потом при помощи доски-магеля.  Когда «братская свеча» готова, пчеловоды делают маленькие свечи на память о празднике. Все свечи несут в храм для освящения. Ну а после – братский пир!

Примером минских пчеловодов воодушевились и пчеловоды других белорусских регионов:  несколько лет подряд витебчане участвуют  в этом обряде, а в 2018 г. свечи лепили на Могилевщине и Брестчине. Теперь «братские свечи» горят на белорусских границах:  на юге – в деревне  Лука Столинского района, на севере – в Витебске, на востоке – в Мстиславле, на западе – в агрогородке Беловежский и в центре – в деревне Птичь Минской области. Эти свечи напоминают старинные  Борисовы камни, стоящие  на страже нашей земли.

Надеемся, что красивый старинный обычай не исчезнет из памяти белорусского народа и что огонек «братской свечи», как огонь Сретенской свечи, будет освещать наш жизненный путь.

Автор статьи

священник Деонисий Филимонов

 

 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*